среда, 25 октября 2023 г.

  185 лет со дня рождения

 французского композитора Жоржа Бизе.

25 октября 2023 года исполняется 185 лет со дня рождения французского композитора Жоржа Бизе (1838 - 1875).

Родился 25 октября 1838 года в Париже в семье учителя пения Адольфа Армана Бизе. Был зарегистрирован под именем Александр-Сезар-Леопольд Бизе, но при крещении получил имя Жорж, под которым и был известен в дальнейшем.

Первоначально занимался музыкой с матерью Анной Леопольдиной Эмэ (урожд. Дельсарт). В 1848 году Бизе был зачислен в Парижскую консерваторию, в фортепианный класс Антуана Мармонтеля. Занимался контрапунктом и фугой с П. Циммерманом, а также с замещающим его Ш. Гуно (впоследствии другом Бизе). Уже во время учёбы в консерватории (1848-1857) Бизе пробовал себя в качестве композитора. В этот период он блестяще овладел композиторской техникой и исполнительским мастерством.

В 1857 году он разделил с Шарлем Лекоком Римскую премию на конкурсе, организованном Жаком Оффенбахом, за оперетту "Доктор Миракль". В том же году Бизе представил на конкурс кантату "Кловис и Клотильда", за которую также получил Римскую премию, что позволило ему прожить в Риме в течение трёх лет, сочиняя музыку и занимаясь своим образованием. Отчётным произведением (написание которого было обязательным для всех лауреатов Римской премии) стала опера "Дон Прокопио". Опера была неизвестна публике до 1895 года, когда композитор Ш. Малерб опубликовал описание "Дона Прокопио", найденного им в архиве умершего директора консерватории Обера. В 1906 году в редакции Малерба (с написанными им речитативами) первая опера Бизе была поставлена в театре Монте-Карло.

За исключением проведённого в Риме периода, Бизе прожил всю свою жизнь в Париже. После пребывания в Риме он вернулся в Париж, где посвятил себя написанию музыки. В 1863 году он написал оперу "Искатели жемчуга".

В этот же период он написал "Пертскую красавицу" (1867), произведение для фортепиано "Детские игры" (1870), музыку к пьесе Альфонса Доде "Арлезианка" (1872). Премьера "Арлезианки" состоялась 11 октября 1872 года; ни пьеса, ни музыка успеха у публики не имели. Композитор сделал из музыки к "Арлезианке" концертную сюиту.

В 1867 году журнал "Revue Nationale et Etrangère" предложил Бизе постоянное сотрудничество в качестве музыкального обозревателя, статьи Бизе выходят под псевдонимом Гастона де Бетси. Также он написал романтическую оперу "Джамиле" (1870), обычно рассматриваемую, как предшественницу "Кармен", и симфонию C-dur. Сам Бизе забыл о ней, и о симфонии не вспоминали до 1935 года, когда она была обнаружена в библиотеке консерватории. Симфония замечательна своим стилистическим сходством с музыкой Франца Шуберта, которая в тот период почти не была известна в Париже, за исключением, быть может, нескольких песен.

3 июня 1869 года Жорж Бизе сочетался браком с Женевьевой Алеви, двоюродной сестрой Людовика Галеви - создателя музыкального жанра "оперетта". В 1871 году у Жоржа и Женевьевы родился их единственный сын Жак, который в последующем был близким другом Марселя Пруста.

В 1874-1875 годах композитор работал над оперой "Кармен". Летом 1874 года, в Буживале, композитор заканчивает оперу, оркестровка партитуры заняла всего два месяца. Премьера оперы состоялась в парижском театре "Опера-Комик" 3 марта 1875 года и завершилась провалом. После премьеры Бизе был убеждён, что работа не удалась. Он умер от сердечного приступа спустя всего три месяца, не зная, что "Кармен" окажется вершиной его успеха и навсегда войдёт в число наиболее узнаваемых и популярных классических произведений мира.

В мае 1875 года Жорж Бизе вместе с женой, сыном и служанкой отправился в Буживаль. 30 мая после купания в реке композитор слёг в постель с приступом ревматизма, сопровождавшимся лихорадкой, болями и онемением конечностей. Затем Бизе перенёс сердечный приступ. 3 июня 1875 года Жорж Бизе умер после повторного сердечного приступа на 37-м году жизни. Другая версия причины смерти композитора, озвученная другом композитора Антони де Шуданом, - самоубийство, так как Шудан якобы видел на шее Бизе след от резаной раны.

За свои 36 лет жизни он не успел создать собственной музыкальной школы и не имел каких-либо явных учеников или последователей. Преждевременная смерть Бизе в самом начале расцвета его зрелого творчества оценивается как значительная и невосполнимая потеря для мировой классической музыки.